О войне можно рассказывать по-разному: через судьбы конкретных людей, через жизнь города, через эпоху… А можно через памятники, поставленные нашим землякам в различных уголках страны и за её пределами. Некоторые из них и сегодня стоят там, где когда-то их воздвигли благодарные потомки, но есть и такие, что были снесены в угоду очередным политическим амбициям…
Старший научный сотрудник краеведческого музея Татьяна Фатина многие годы исследует тему Великой Отечественной войны – через документы, артефакты, письма, воспоминания участников. В каждой выставке – а их за годы работы Татьяна Владимировна организовала немало – она раскрывает всё новые и новые стороны тех далёких событий. В нынешней выставке она постаралась по новому осмыслить тему памяти – через памятники магнитогорцам, установленные на местах гибели и братских захоронений. Герои выставки огромные мемориальные комплексы и скромные обелиски – безмолвное напоминание нам, ныне живущим, о подвиге советского народа. За каждым из них чья-то история и судьба.
Экскурсию Татьяна Фатина начинает со знаменитого воина-освободителя, установленного в Берлинском Трептов-парке, на территории которого захоронили более семи тысяч советских солдат. Для работы над мемориалом мобилизовали шестьдесят немецких скульпторов, двести мастеров-каменотёсов, более тысячи рабочих из Германии. Одним из прототипов солдата выступил девятнадцатилетний Иван Одарченко, который родился в Казахстане, а в тридцатых–сороковых годах жил в Магнитогорске. «Там прошло моё детство, лучшие годы жизни, – признавался Одарченко. – В Магнитке я жил почти до самой войны. Отец и мать работали на центральной электростанции. Сначала поселились на пятом участке, потом переехали на правый берег Урала». В Магнитке Иван пошёл в школу, встретил первых друзей. В 1940 году семья Одарченко вернулась в родные края.
Почти полгода позировал Одарченко скульптору Вучетичу. На левой его руке сначала сидела немецкая девочка. Потом – трёхлетняя дочь коменданта Берлина Света Котикова. Кроме того Одарченко позировал и художнику А. А. Горпенко, который создавал мозаичное панно внутри постамента памятника.
После войны Иван Одарченко жил и работал в Тамбове. Но многие магнитогорцы поддерживали связь со знаменитым земляком, отправляя письма на завод, где он работал. И он всегда отвечал, а в 1983 году по приглашению горожан приехал в Магнитогорск, встретился с давними товарищами, участвовал в митингах и вечерах памяти. В музей, организованный в Доме культуры профтехобразования передал выписку из приказа главнокомандующего Группой советских оккупационных войск о награждении его ценным именным подарком – аккордеоном, гимнастёрку, боевой ремень, который носил в Берлине, и гильзу с гравировкой: «Магнитогорскому клубу «РТС». Несмотря на события в мире, памятник солдату-освободителю по-прежнему стоит там, где был поставлен 79 лет назад. А вот памятник Василию Ильященко в Могилёв-Подольске Винницкой области Украины постигла другая участь.
– В Магнитогорске Василий Арсентьевич жил с 1934 года, – рассказывает Татьяна Фатина, указывая на ветхий от времени листок – автобиографию. – Окончил подготовительные курсы в пединституте, был призван в армию. Там окончил полковую школу, был полковым учителем, ведь среди солдат было много неграмотных и малограмотных. В 1938 вернулся в Магнитку, продолжил учёбу в институте. Работал инспектором районного отдела народного образования, инструктором горкома партии. В 1941 ушёл на фронт. Был агитатором политотдела, получил несколько ранений.
Василий Ильященко погиб в 1944, когда второй и третий Украинские фронты завершали Ясско-Кишинёвскую наступательную операцию. Тысячи воинов заплатили за неё жизнью. Василий Арсентьевич был смертельно ранен в грудь из крупнокалиберного пулемёта. Однополчане выслали жене его планшет с тетрадями, документы, залитые кровью, награды. Спустя годы красные следопыты ГПТУ № 105 разыскали место захоронения воина – братскую могилу. Сегодня увидеть стелу и плиты с именами погибших героев можно только на музейных фотографиях.
На Львовском Холме славы в Западной Украине долгие годы была братская могила, которую венчал памятник «Воин со знаменем». Прообразом воина послужил танкист Александр Марченко. В тридцатых годах он работал в системе ЖДТ ММК, в 1943 году ушёл на фронт, воевал в составе Уральского добровольческого танкового объединения. В июле 1944-го экипажу, в котором служил радист-стрелок Марченко было приказано прорваться к центру Львова и водрузить флаг на ратуше. Этот приказ боец выполнил ценой собственной жизни.
В деревне Лысовка Житомирской области в 1985 году был установлен памятник погибшим бойцам 70-ой стрелковой дивизии 13-ой армии Центрального фронта. Братское захоронение, в котором среди прочих был упокоен и Герой Советского Союза Григорий Толкачев, установили следопыты средней школы № 12 города Ивано-Франковска. В Магнитку он попал в годы войны – был направлен после ранения в один из госпиталей. Лечение и восстановление длилось полгода, за это время капитан успел обзавестись семьёй и навсегда связать свою жизнь с городом металлургов. Мечтал после победы вернуться в Магнитку, работать, растить детей.
При освобождении Эстонии погиб знаменитый магнитогорский сталевар Алексей Грязнов. Похоронен в братской могиле в селе Пикасилла. Вместе с ним там покоятся 222 советских бойца. Долгие годы местные жители ухаживали за захоронением, но по последним данным из интернет-источников памятник демонтирован по решению эстонских властей весной 2023 года.
– Такое отношение к памяти, памятникам, людям, отдавшим жизнь за мир и свободу, вызывает боль в душе, – признаётся Татьяна Владимировна. – Это не по-человечески: сносить памятники, уничтожать воинские захоронения. Ведь что такое память? Это нравственная потребность человека. Я уже не говорю, что переписывается, переделывается история. Это настолько меня возмущает и задевает, что я решила заострить внимание наших посетителей на этом аспекте.